Срок привлечения по ч.5 ст.19.8 КоАП РФ

Срок привлечения по ч.5 ст.19.8 КоАП РФСрок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, составляет один год

Судебная практика

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, за непредставление по запросу антимонопольного органа информации и документов, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, обществу отказано в удовлетворении требований.

Постановлением суда кассационной инстанции решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, требования удовлетворены. Арбитражный суд округа посчитал, что обществом допущено нарушение в сфере порядка управления, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности за такое правонарушение по общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, составляет два месяца, и этот срок истек на момент вынесения антимонопольным органом оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ 18 января 2020 г. отменила постановление суда кассационной инстанции и оставила в силе решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, отметив следующее (№ 302-ЭС21-2560).

Частью 5 ст. 19.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).

В ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции” установлена обязанность коммерческих организаций и некоммерческих организаций (их должностных лиц) представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию, соответственно, в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Из системного толкования указанных норм следует, что ответственность, предусмотренная ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, наступает при несоблюдении обязанности, установленной антимонопольным законодательством, а именно ст. 25 Федерального закона “О защите конкуренции”, т.е. за нарушение антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства установлен в один год.

Таким образом, невыполнение предусмотренной ст. 25 Федерального закона “О защите конкуренции” обязанности по представлению в антимонопольный орган (его должностным лицам) соответствующих сведений (информации) является нарушением антимонопольного законодательства, и в данном случае применению подлежит ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, устанавливающая годичный срок давности привлечения к административной ответственности.

То обстоятельство, что ст. 4.5 КоАП РФ содержит перечень правонарушений против порядка управления, по которым срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год, и вменяемое обществу административное правонарушение не входит в этот перечень, неправомерно расценено арбитражным судом округа как основание для применения к правонарушению, предусмотренному ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, общего срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, а именно два месяца со дня совершения правонарушения, поскольку указанное правонарушение является нарушением антимонопольного законодательства, в отношении которого в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлен специальный срок давности привлечения к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности за совершенное обществом правонарушение не истек на момент вынесения антимонопольным органом оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

Таким образом, у арбитражного суда округа отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.